Изучение влияния мусульманской культуры на Запад

Британский музей демонстрирует исторический культурный обмен между Востоком и Западом на фоне современной исламофобии.

Картина гарема, созданная европейским художником Антуаном-Игнасом Меллингом в 19-м веке, была анимирована, подрывая изображения женщин внутри, от пассивных предметов эротической фантазии до серых существ, занятых резкими, повторяющимися движениями, напоминающими часы с кукушкой.

Это современное представление турецкого художника Инчи Эвинера о «классическом» изображении османского гарема, и его послание серьезное. Искусство с Ближнего Востока перерастает свою «востоковедную» смирительную рубашку.

Ее работы являются частью крупной выставки в лондонском Британском музее под названием «Вдохновленный Востоком», которая посвящена исследованию значительного, но зачастую не признанного, влияния восточной культуры на Запад.

«Откройте для себя веками искусства, вдохновленного исламским миром», музей обещает посетителям.

Со-куратор Джулия Тагвелл заявила, что после восторженной моды на годы всплыл интерес к востоковедной работе, и она надеется, что выставка может помочь уменьшить барьеры, создаваемые политикой.

«Люди могут забыть, что на протяжении веков происходил обмен между Востоком и Западом, гораздо дольше, чем мы думаем, и, хотя, конечно, часть из них была войной, во многом это были дипломатические отношения и художественный обмен».

«Глядя на это через художественную среду и показывая, как этот интерес к «другому» с обеих сторон проявился на протяжении многих лет, показывает, что диалог продолжается».

Выставка, организованная в сотрудничестве с Музеем исламского искусства Малайзии, прослеживает восхищение Запада восточным и мусульманским миром со времен средневековья.

Термин «ориентализм» относится к художественному движению, которое возникло в 19 веке, но было придано более явно антиколониальному политическому тону палестинско-американским ученым Эдвардом Саидом.

Его корни кроются в раннем европейском религиозном интересе к Палестине, в то время как торговые и дипломатические обмены с Сефевидской и Османской империями, начиная с 15-го века, повысили осведомленность о местных традициях и побудили художников посетить эти земли.

Например, в 1479 году Венецианская Республика отправила художника Джентиле Беллини в Константинополь (Стамбул), чтобы изобразить султана Мехмета II в акте дипломатии.

Голодные рынки для османских товаров выросли в Европе, и после 1700 года присутствие дипломатического корпуса в Константинополе предоставило новых покровителей для художников.

Европейский колониализм и популярный спрос 19-го века на продукты из этого региона привели к тому, что ремесленники все чаще воссоздавали исламские методы и стили, чтобы не отставать от растущего вкуса интерьеров в «восточном стиле», которые воспроизводили рисунки из мозаики, плитки и архитектурных элементов.

Кэтрин Футтер из Музея искусств Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити, внесшая вклад в каталог выставки, сказала, что исламское влияние в европейском дизайне сохраняется.

«Мы по-прежнему видим исламские арки и узоры, включенные в архитектуру, и, возможно, мы видим их так часто, что они кажутся частью нашей валюты, и мы забыли их источники — тогда как в 19 веке они казались бы гораздо более необычными».

«Одна из вещей, которая волнует эту выставку, это то, что она подчеркивает тот важный вклад в искусство, культуру, науку и технологии, который вносит исламский мир».

Рассылки Subscribe.Ru
Новости церкви
Подписаться письмом