Кто такой «американский мусульманин»?

Недавно я прочитал две очень информативные статьи «Аль-Джазиры» о положении «американцев-мусульман». Одна была очень критичной, а другая, совершенно нейтральная. Оба автора этих двух коротких эссе делали важные и убедительные выводы. Я не думал, что должен был принять сторону того или другого. Они оба делали правильные замечания.

В одной из этих статей я прочитал о «политическом бессилии мусульманско-американского сообщества», в котором Али Аль-Ариан утверждал: «Сегодня видные мусульманские американские деятели и организации душат дух политического сопротивления в нашем обществе». В другом Аббас Барзегар возразил: «На самом деле, американские мусульмане находятся в центре сопротивления», далее сказал нам: «Несмотря на проблемы внутри и вне сообщества, американцы-мусульмане противостоят исламофобии и крайне правым».

Я всегда читаю эти материалы с явным интересом и небольшим любопытством, потому что мне интересно, кто станет тем, кого они продолжают называть «мусульманин-американец»? Между их научными обменами я продолжал задавать себе вопрос, который они оба воспринимали как должное.

Кто такой «американский мусульманин»? Я мусульманин. Я тоже гражданин США. Я «мусульманин-американец»? Да, нет, может быть — и если да, то в каком конкретно смысле? Когда они говорят «наше сообщество», кто именно является членом этого сообщества? Все ли они американцы, которые утверждают, что являются мусульманами, или те, кто собирается в определенных типах мечетей? Вопрос в какой-то момент становится вполне экзистенциальным.

Определенные типы мусульман теперь загнаны в угол, чтобы определить, кто или что такое «американский мусульманин». Они получают приглашение в Белый дом, выступают на определенных панелях, выполняют определенные ритуалы. Они, конечно, имеют полное право определять, как они понимают, что означает термин «американский мусульманин». Но могут ли они серьезно разграничить значение категории исключительным образом?

Если вы носите бороду или носите «хиджаб», как его называют, то вы мусульманин. Если вы молитесь особенно предписанным образом или поститесь в течение месяца Рамадан или совершаете свое паломничество в хадж, то вы, безусловно, мусульманин, и если вы тоже американец, то это сделает вас «американцем-мусульманином».

Во время последних президентских выборов в США некий Хизр-хан и его жена Гхазала-хан, родители погибшего капитана армии США Хумаюна Хана, убитого в 2004 году во время войны в Ираке, стали видной мусульманской парой, выступавшей от имени этих «мусульман» американцев.

Но предположим, что ничего из этого не относится к вам — вы не молитесь обычным образом, не соблюдаете пост во время Рамадана, вы не носите бороду, не носите хиджаб или не совершаете свое паломничество в хадж — и вы категорически против войны, особенно незаконное и аморальное вторжение США в Ирак, но вы мусульманин и американец — вы все равно можете быть названы «американским мусульманином» и причислить себя к «нашей общине»?

Предположим, что вы не носите свой ислам в рукаве, внутри своего платка, скрытого и проявляющегося в вашей грозной бороде. Что тогда? Тебя все еще пускают на августовские собрания «американских мусульман»? Если вы молитесь, вы молитесь лично дома или в скрытом лабиринте своего сердца и души, а не в мечети или общественном центре. Если вы поститесь, вы сохраняете это для себя и в священном одиночестве себя и своего создателя, и не рекламируете это.

У меня есть дорогой друг и коллега, которая является старшим профессором в главном университете Лиги плюща, выдающимся ученым, любящей женой и матерью четверых детей. Однажды она доверилась мне: «Знаете, — сказала она, почти шепотом, — я недавно пошла и совершила мой хадж, но я держу это при себе». Она не носит хиджаб, не молится регулярно и не постится каким-либо явным образом. Она тоже американка. Это сделало бы ее «американским мусульманином»? «Мусульманская община» была бы еще беднее, если бы ей было отказано в том, кто она такая.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости церкви
Подписаться письмом